Храм Вознесения Господня Барнаульской епархии Алтайской митрополии Русской Православной Церкви - ПАСХА. ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Каталог православных сайтов
Православная библиотека
Конструктор сайтов православных приходов

ПАСХА. ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ.

04 Май 2013

  Воскресение Христово есть основа и главное упование нашей веры,  поэтому праздник, посвященный этому великому событию – Пасха –  именуется Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

   Слово «Пасха» означает в переводе с еврейского «прехождение,  избавление». Во времена Ветхого Завета празднование Пасхи  совершалось в воспоминание освобождения израильского народа от  египетского рабства. Бог не оставил свой народ, вывел его из плена и  сопроводил в землю Обетованную. Это событие явилось прообразом  славного Воскресения Христова.

   Христос освободил людей от рабства греху и смерти. Он открыл нам дорогу  в истинную землю Обетованную — в Царствие Божие, Небесный  Иерусалим. 

   Праздник Воскресения Христова венчает собой Великий пост, во время  которого верующие покаянием и воздержанием готовятся достойно  встретить грядущее торжество.

   Вечером в Великую субботу, задолго до полуночи, в храмы стекаются  верующие в светлых праздничных одеждах и ожидают наступающего  Пасхального Торжества. В храмах читается книга Деяний святых апостолов,  повествующая об их проповеди Воскресения Сына Божия.  Священнослужители облачаются в белые одежды. В полночь начинается  пасхальный крестный ход. Духовенство и верующие с пением тропаря  обходят храм подобно жёнам-мироносицам, пришедшим рано утром в воскресенье ко гробу Спасителя. 

С колокольни, как с небес, льётся ликующий пасхальный звон. Торжественная процессия останавливается у запертых дверей храма, как у заваленного камнем входа в пещеру, где положили тело Иисусово. Подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, священник, возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Двери храма отворяются, как отворились небеса в светлый день Воскресения Господня. Свершается то, чего так долго ждало человечество, ждал падший Адам, с раскаянием и тоской взирая на потерянный рай.

Благодаря искупительной смерти и Воскресению Христа небесные врата вновь отверзлись человеку. В знак этого великого события всю пасхальную седмицу Царские врата в храме стоят открытыми. Перед ними поставляется освящённый пасхальный хлеб — Артос, который раздаётся верующим в Светлую субботу.

В пасхальную ночь на верующих исполняются слова Христовы: «…возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» Последующие сорок дней до Вознесения Господня люди будут делиться этой радостью, встречая друг друга словами «Христос воскресе!» и слыша в ответ: «Воистинну воскресе!»

На протяжении всей Светлой седмицы в храме будет ежедневно совершаться крестный ход в знак победы Христа над смертью и адом. Традиционные пасхальные подарки — это крашеные яйца, творожные пасхи, куличи. Вкушением этой благословенной пищи начинается пасхальная трапеза. Она напоминает верующим о той небесной духовной пище, которая ждёт нас в мире Горнем.

Обычай дарения и вкушения яиц имеет символическое значение. Яйцо — символ жизни. Оно служит для нас образом Воскресения Господня. Подобно тому, как из яйца появляется жизнь, ранее сокрытая, так и умерший Христос, лежащий во гробе, восстаёт из жилища смерти и тления. Пасхальное яйцо является символом и нашего возрождения в жизнь вечную.

По преданию Православной Церкви, обычай взаимного дарения яиц обязан своим происхождением святой Марии Магдалине — жене-мироносице, сподобившейся одной из первых узнать о чудесном Воскресении Спасителя. Со словами «Христос воскресе!» и проповедью благой вести святая преподнесла пасхальное яйцо римскому императору Тиверию.

В светоносные дни Пасхи Христовой люди стремятся посетить больных и заключённых, чтобы принести им радость пасхального торжества. В Светлую седмицу не положено поминать усопших и посещать кладбища. У Бога все живы, поэтому Господь есть Бог живых, а не мёртвых. С Воскресением Христовым смерть перестала быть вечной разлукой человека с Богом. Она стала временным разлучением души с телом, мостом, соединяющим человека с вечностью. «Христос воскресе!»


Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в Немже утверждаетая.
 Пасхальный канон.



назад к списку новостей